Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация"; 9 класс.
В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.
В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.
Управление по образованию Оршанского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Копысская средняя школа Оршанского района
имени Янки Купалы»
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор ГУО «Копысская средняя школа Оршанского района имени Янки Купалы» _________ Г.В. Подберецкая «____»__________2023г.
|
ПРОГРАММА
профориентационной работы
с учащимися 7-9 классов
на 2023/2024 учебный год
|
|
Содержание программы:
4.Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в учреждении образования
Современная ситуация в Республике Беларусь, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Профориентационная работа предполагает, что к на II ступени обучения учащийся должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения.
Современное понимание профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования заключается в ее нацеленности не только на выбор конкретной профессии каждым обучающимся, но и на формирование у них качеств личности, профессионально важных компетенций, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный и адекватный профессиональный выбор не только в типичной ситуации, но и в ситуациях непредсказуемости и риска, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными, что позволит им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Учитывая государственную политику, направленную на улучшение и расширение системы подготовки рабочих и специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда, а также в целях перераспределения потоков выпускников школ с учреждений высшего образования в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования основным направлением профориентационной работы, проводимой учреждениями общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, является ориентация учащихся на поступление в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования.
Профориентационную работу необходимо направить на повышение степени известности, социальной значимости рабочих профессий в обществе, популярности педагогических специальностей в целях формирования устойчивой профессиональной направленности, психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений, мотивации к профессиональной деятельности каждой отдельной личности учащегося. Повышение престижа рабочих профессий позволит привлечь молодежь для поступления в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, что будет способствовать восполнению трудовых ресурсов и решению проблемы нехватки рабочих кадров в стране.
Таким образом, формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личностно-профессиональном становлении молодежи возрастает.
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 годы,
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 годы,
Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31 марта 2014 года №15/27/23,
Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь,
Положение о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих,
инструктивно-методическое письмо Министерства образования «Особенности организации идеологической и воспитательной работы»,
инструктивно-методическое письмо «Об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования»,
рекомендации «Актуальные формы и методы совершенствования профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования».
Региональная программа профориентационной работы для учреждений общего среднего образования 7-9 классы.
Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
научить постановке дальних и ближних профессиональных целей, помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей, осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий;
формировать у учащихся и выпускников школы мотивационной основы для получения профессионального образования и выбора ими рабочих профессий;
повышать информированность учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров.
Координатор деятельности - заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:
выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
поддержание связей учреждения образования с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся;
планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой учреждения образования;
осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся;
проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;
создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, педагога- психолога по проблеме самоопределения учащихся;
осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, педагога- психолога по проблеме профессионального самоопределения учащихся.
Классный руководитель:
составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами высших учебных заведений, средних профессиональных учебных заведений.
Библиотекарь:
регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;
организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).
Педагог-психолог:
изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;
осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
создает базу данных по профдиагностике.
создание системы профессиональной ориентации в школе;
изменение отношения учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
повысить мотивацию учащихся к труду;
оказать адресную помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях
с обучающимися в ГУО «Копысская средняя школа Оршанского района имени Янки Купалы»
(7–9 классы) на 2023/2024 учебный год
7-й класс
Раздел 1. «Проф-компас» (посвящение в мир профессий)
№ п/п |
Тема/ кол-во часов |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ответственный |
|||
Работа с учащимися |
|||||||
1. |
Мир профессий (2 ч.) |
Викторина-презентация «Угадай профессию» |
октябрь |
Классный руководитель Генералова Т.В. |
|||
Классный час «Много профессий хороших и разных» |
ноябрь |
||||||
2. |
Знакомство с рынком труда (1 ч.) |
Дидактическая игра «Востребованные профессии на рынке труда» |
май |
Классный руководитель Генералова Т.В. |
|||
3. |
Классификация профессий (по направлениям, в зависимости от предмета труда) (9 ч.): |
Классный час «Определение типа будущей профессии». Тест-опросник Е.А. Климова. |
ноябрь |
Классный руководитель Генералова Т.В. |
|||
Способы классификации профессий (1 ч.) |
|||||||
Тип профессии «Человек-человек» (2 ч.) |
Ток-шоу «Компетенции торговых работников» (классный час по профессии «Продавец, контролёр-кассир») |
декабрь |
Классный руководитель Генералова Т.В. |
||||
Экскурсия в УЗ «Копысская больница». Знакомство с профессией «Медсестра» |
декабрь |
Классный руководитель Генералова Т.В. |
|||||
Тип профессии «Человек-знаковая система» (1 ч.) |
Экскурсия в УК «Центр народного творчества и ремесла г.п. Копысь». Знакомство с профессией «Бухгалтер» |
январь (каникулы) |
Классный руководитель Генералова Т.В. |
||||
Тип профессии «Человек-художественный образ» (1 ч.) |
Экскурсия в музей И.Е.Репина (г. Витебск) |
ноябрь |
Классный руководитель Генералова Т.В. |
||||
Тип профессии «Человек-природа» (2 ч.) |
Конкурс по флористике «Осенний букет учителю» |
сентябрь |
Классный руководитель Генералова Т.В. |
||||
Экскурсия в УО «Оршанский эколого-биологический центр» |
сентябрь |
||||||
Тип профессии «Человек-техника» (2 ч.) |
Классный час «На строительных площадках» |
апрель |
Классный руководитель Генералова Т.В. |
||||
Внеклассное мероприятие с Зубовским ГРОЧС «Профессия – пожарный» |
май |
Классный руководитель Генералова Т.В. |
|||||
4. |
Выбор профессии – путь к жизненному успеху (1 ч.) |
Открытый микрофон «Моя будущая профессия» |
февраль |
Классный руководитель Генералова Т.В. |
|||
Работа с родителями |
|||||||
5. |
Выбор профессии – путь к жизненному успеху (1 ч.) |
Родительское собрание «Будущее моего ребенка – это моё будущее» |
март |
Классный руководитель Генералова Т.В. |
|||
6. |
Классификация профессий (по направлениям, в зависимости от предмета труда) (2 ч.): |
Лекторий для родителей по теме «Склонности и интересы подростков в выборе профессии» |
октябрь |
Классный руководитель Генералова Т.В. |
|||
Участие в создании видеоролика «Женщина-Мать-Профессионал» |
март |
Классный руководитель Генералова Т.В. |
|||||
7. |
Знакомство с рынком труда (1 ч.) |
Индивидуальные консультации родителям «Роль семьи в профессиональном определении подростков» |
февраль |
Классный руководитель Генералова Т.В. |
|||
Итого: 17 часов |
|||||||
8-й класс
Раздел 2. «Пути получения профессии»
№ п/п |
Тема/ кол-во часов |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ответственный |
|
|||||
Работа с учащимися |
|
|||||||||
1. |
Знакомство с уровнями образования (ПТО, ССО, ВО). Система образования в Республике Беларусь (1 ч.) |
Информационный час «Система образования Республики Беларусь. Куда пойти учиться» |
ноябрь |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||
2. |
Пути получения профессии (в зависимости от предмета труда) на уровне ПТО, ССО, ВО (13 ч).
Знакомство с учреждениями образования области по направлениям в зависимости от предмета труда |
Знакомство с учреждениями образования области. Дидактическая игра «Человек – профессия» |
октябрь
|
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||
2.1 |
Тип профессии «Человек-человек»: Медицинское обслуживание; обучение и воспитание; бытовое обслуживание; правовая защита |
Экскурсия в УЗ «Копысская больница». Знакомство с профессией «Медсестра» |
декабрь |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||
|
Встреча «Знакомьтесь – профессионал» |
май |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
||||||
Виртуальная экскурсия «Театральные профессии» |
январь |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||||
2.2 |
Тип профессии «Человек-знаковая система»: профессии, связанные с текстами; цифрами, формулами и таблицами; с чертежами, картами, схемами; со звуковыми сигналами |
Экскурсия в УК «Центр народного творчества и ремесла г.п. Копысь». Знакомство с профессией «Бухгалтер» |
январь (каникулы) |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||
Интерактивная беседа «Мое профессиональное будущее»
|
Февраль |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||||
Конкурсно-игровая программа «В мире профессий»
|
ноябрь |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||||
2.3 |
Тип профессии «Человек-художественный образ»: проектирование, моделирование художественных произведений, изготовление изделий по образцу |
Экскурсия в музей В.В. Караткевича (г. Орша ул. Владимира Ленина, 6а) |
апрель |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||
Классный час «Красота будущей профессии. Парикмахерское искусство» |
февраль |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||||
Дискуссия «Как выбрать профессию по душе?»
|
март |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||||
2.4 |
Тип профессии «Человек-природа»: изучение живой и неживой природы; уход за растениями и животными |
Конкурс по флористике «Осенний букет учителю» |
сентябрь |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||
Круглый стол «Аграрные профессии 21-ого века» |
май |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||||
Экскурсия в УО «Оршанский эколого-биологический центр» |
сентябрь |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||||
2.5 |
Тип профессии «Человек-техника»: Создание, монтаж, сборка и наладка технических устройств |
Экскурсия в деревообрабатывающий цех Копысского лесничества |
апрель |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||
Экскурс «Профессии, которые нас окружают»
|
ноябрь |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||||
Виртуальная экскурсия по предприятиям Республики Беларусь |
март |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||||
3. |
Личное предпрофессионально-образовательное портфолио (1 ч.) |
Творческий ориентационный проект. Автопортрет (мои достижения). Эссе «Мои мечты». Самодиагностика готовности к выбору профессии |
май |
Классный руководитель Сугак О.Д. |
|
|||||
Итого: 17 часов |
|
9-й класс
Раздел 3. «Мое профессиональное будущее»
№ п/п |
Тема/ кол-во часов |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ответственный |
|||
Работа с учащимися |
|||||||
1. |
Требования, предъявляемые профессией к психике, здоровью, способностям человека (в зависимости от предмета труда) (1 ч). |
Психологическая диагностика. Выявление обучающимися особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья» |
сентябрь |
Классный руководитель Малахович И.Н., педагог-пихолог Оршанский СПЦ |
|||
2. |
Изучение характерологических и личностных черт (3 ч). |
Определение типа темперамента по методике Айзенка. Определение особенностей характера по методике «Мой характер». Выявления типов личности по методике Дж. Холланда. |
октябрь декабрь март |
Классный руководитель Малахович И.Н. |
|||
3. |
Диагностика склонностей и способностей (2 ч.) |
Определение склонностей обучающихся к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ - опросник профессиональной готовности) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии).
Выявление склонностей и способностей обучающихся при помощи методике «Коммуникативные и организаторские склонности» и «Определение профессиональных склонностей». |
октябрь декабрь |
Классный руководитель Малахович И.Н. |
|||
4. |
Диагностика психических познавательных процессов (внимание, мышление, память) (3 ч). |
Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы обучающихся по различным методикам.
Выявление по различным методикам профессиональной пригодности обучающихся к предполагаемым видам деятельности. Выявление уровня самооценки обучающихся при помощи методики «Уровень самооценки». |
ноябрь январь, февраль |
Классный руководитель Малахович И.Н. |
|||
5. |
Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии (3 ч). |
Фестиваль-презентация «Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии». Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях (мастер-классы, экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами, беседы) (2 ч.) |
январь ноябрь, март |
Классный руководитель Малахович И.Н. |
|||
6. |
Мой выбор. Построение личного профессионального плана (3 ч). |
Выполнение, оформление и защита проектов. |
апрель-май |
Классный руководитель Малахович И.Н. |
|||
Работа с родителями |
|||||||
4. |
Требования, предъявляемые профессией к психике, здоровью, способностям человека (в зависимости от предмета труда) (1 ч). |
Родительское собрание «Пути получения профессионального образования в Республике Беларусь» |
декабрь |
Классный руководитель Малахович И.Н. |
|||
6. |
Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии (1 ч.) |
Фестиваль-презентация «Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии». |
Май |
Классный руководитель Малахович И.Н. |
|||
7. |
Мой выбор. Построение личного профессионального плана |
Участие родителей в проектной деятельности |
апрель-май |
Классный руководитель Малахович И.Н. |
|||
Итого: 17 часов |
7.Заключение
Современный этап развития общества характеризуется высоким динамизмом, качественными сдвигами во всех областях жизни. Социальный прогресс, возрастание роли науки и техники, рост культуры требует усиления творческой активности личности, организованности, дисциплины, повышения требовательности к себе и своей деятельности. Ориентация в окружающем мире, способность применить свои способности с учетом своих интересов и нужд общества является главным фактором успешности человека, его самореализации и успешности жизни.
Все это возможно, если помочь ребенку определить для себя ценностные ориентиры, научить выделять цели и способы их достижений, развивать внутренний контроль, саморегулирование деятельности и поведения.
Именно стремление к самореализации является мотивом успешного человека. Человек получает большое моральное удовлетворение от своего движения вперед и развития.
Педагоги, работающие с подрастающими поколениями, должны осуществлять функцию личностной ориентации: ответить учащимся на наиболее острые, сложные вопросы нашей общественной жизни, помочь обучающимся продемонстрировать в социуме свои способности, знания, умения и навыки.
С этой целью и разработана программа по профориентации, предоставляющая подросткам возможность не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения.
Итогом программы должны стать следующие результаты:
положительное отношение к труду;
умение разбираться в содержании профессиональной деятельности;
умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
умение анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
оказание психологической помощи учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
активация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
В ходе обучения учащиеся овладевают умениями, разнообразными способами деятельности, приобретают опыт:
планирования и осуществления разнообразной практической деятельности: выполнение рефератов, рисунков, номеров самодеятельности, посещение рабочих мест и др.;
решения разнообразных задач, требующих поиска пути и способов решения;
осуществления различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, информационных;
эстетического оценивания явлений окружающего мира, произведений и предметов искусства, выполненных мастерами своего дела и высказывания суждений о них;
поиска, систематизации и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая справочную литературу, современные информационные технологии.
Результатом программы должно стать культивирование права обучающегося на построение и реализацию своей жизни, а также профессиональной карьеры.