РУС БЕЛ ENG

Профориентация

Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация"; 9 класс.

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.

ПРОГРАММА профориентационной работы с учащимися 7-9 классов на 2023/2024 учебный год

Управление по образованию Оршанского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Копысская средняя школа Оршанского района

имени Янки Купалы»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГУО «Копысская средняя школа Оршанского района имени Янки Купалы»

_________ Г.В. Подберецкая

«____»__________2023г.

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

профориентационной работы

с учащимися 7-9 классов

на 2023/2024 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы:

 

  1. Пояснительная записка
  2. Нормативное обеспечение программы
  3. Цели и задачи реализации программы

4.Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в учреждении образования

  1. Ожидаемые результаты реализации Программы
  2. План реализации Программы
  3. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка

 

 Современная ситуация в Республике Беларусь, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении,  заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.        Профориентационная работа  предполагает, что к на II ступени обучения учащийся должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения.

Современное понимание профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования заключается в ее нацеленности не только на выбор конкретной профессии каждым обучающимся, но и на формирование у них качеств личности, профессионально важных компетенций, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный и адекватный профессиональный выбор не только в типичной ситуации, но и в ситуациях непредсказуемости и риска, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными, что позволит им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

  Учитывая государственную политику, направленную на улучшение и расширение системы подготовки рабочих и специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда, а также в целях перераспределения потоков выпускников школ с учреждений высшего образования в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования основным направлением профориентационной работы, проводимой учреждениями общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, является ориентация учащихся на поступление в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования.

Профориентационную работу необходимо направить на повышение степени известности, социальной значимости рабочих профессий в обществе, популярности педагогических специальностей в целях  формирования устойчивой профессиональной направленности, психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений, мотивации к профессиональной деятельности каждой отдельной личности учащегося. Повышение престижа рабочих профессий позволит привлечь молодежь для поступления в учреждения  профессионально-технического и среднего специального образования, что будет способствовать восполнению трудовых ресурсов и решению проблемы нехватки рабочих кадров в стране.

 Таким образом, формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личностно-профессиональном становлении молодежи возрастает.

 

  1. Нормативное обеспечение программы

 

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 годы,

Программа  непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 годы,

Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31 марта 2014 года №15/27/23,

Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь,

Положение о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих,

инструктивно-методическое письмо Министерства образования «Особенности организации идеологической и воспитательной работы»,

инструктивно-методическое письмо «Об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования»,

рекомендации «Актуальные формы и методы совершенствования профориентационной работы  в учреждениях общего среднего образования».

Региональная программа профориентационной работы для учреждений общего среднего образования 7-9 классы.

 

  1. Цели и задачи профориентационной работы

 

Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

научить постановке дальних и ближних профессиональных целей, помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей, осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;

помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий;

формировать у учащихся и выпускников школы мотивационной основы для получения профессионального образования и выбора ими рабочих профессий;

повышать информированность учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров.

 

  1. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в учреждении образования

 

Координатор деятельностизаместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

поддержание связей учреждения образования с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся;

планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой учреждения образования;

осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся;

проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;

создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, педагога- психолога по проблеме самоопределения учащихся;

осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, педагога- психолога по проблеме профессионального самоопределения учащихся.

 

Классный руководитель:

составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами высших учебных заведений, средних профессиональных учебных заведений.

 

Библиотекарь: 

регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;

организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).

 

Педагог-психолог:

изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;

осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

создает базу данных по профдиагностике.

 

  1. Ожидаемые результаты реализации Программы

 

 создание системы профессиональной ориентации в школе;

 изменение отношения учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;

повысить мотивацию учащихся к труду;

оказать адресную помощь учащимся  в осознанном выборе будущей профессии;

обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях

 

 

  1. План по реализации программы профориентационной работы

с обучающимися в ГУО «Копысская средняя школа Оршанского района имени Янки Купалы»

(7–9 классы) на 2023/2024 учебный год

 

7-й  класс

Раздел 1. «Проф-компас» (посвящение в мир профессий)

 

№ п/п

Тема/ кол-во часов

Наименование мероприятий

Сроки

исполнения

Ответственный

Работа с учащимися

1.

Мир профессий (2 ч.)

Викторина-презентация «Угадай профессию»

октябрь

 Классный руководитель Генералова Т.В.

Классный час «Много профессий хороших и разных»

ноябрь

2.

Знакомство с рынком труда

(1 ч.)

Дидактическая игра «Востребованные профессии на рынке труда»

май

Классный руководитель Генералова Т.В.

3.

Классификация профессий (по направлениям, в зависимости от предмета труда) (9 ч.):

Классный час «Определение типа будущей профессии». Тест-опросник  Е.А. Климова.

ноябрь

Классный руководитель Генералова Т.В.

Способы классификации профессий (1 ч.)

Тип профессии «Человек-человек» (2 ч.)

Ток-шоу «Компетенции торговых работников» (классный час по профессии «Продавец, контролёр-кассир»)

декабрь

Классный руководитель Генералова Т.В.

Экскурсия в УЗ «Копысская больница». Знакомство с профессией «Медсестра»

декабрь

Классный руководитель Генералова Т.В.

Тип профессии «Человек-знаковая система» (1 ч.)

Экскурсия в УК «Центр народного творчества и ремесла г.п. Копысь». Знакомство с профессией «Бухгалтер»

январь

(каникулы)

Классный руководитель Генералова Т.В.

Тип профессии «Человек-художественный образ» (1 ч.)

Экскурсия в музей И.Е.Репина (г. Витебск)

ноябрь

Классный руководитель Генералова Т.В.

Тип профессии «Человек-природа» (2 ч.)

Конкурс по флористике «Осенний букет учителю»

сентябрь

Классный руководитель Генералова Т.В.

Экскурсия в УО «Оршанский эколого-биологический центр»

сентябрь

Тип профессии «Человек-техника» (2 ч.)

Классный час «На строительных площадках»

апрель

Классный руководитель Генералова Т.В.

Внеклассное мероприятие с Зубовским ГРОЧС «Профессия – пожарный»

май

Классный руководитель Генералова Т.В.

4.

Выбор профессии – путь к жизненному успеху (1 ч.)

Открытый микрофон «Моя будущая профессия»

февраль

Классный руководитель Генералова Т.В.

Работа с родителями

5.

Выбор профессии – путь к жизненному успеху (1 ч.)

Родительское собрание «Будущее моего ребенка – это моё будущее»

март

Классный руководитель Генералова Т.В.

6.

Классификация профессий (по направлениям, в зависимости от предмета труда) (2 ч.):

Лекторий для родителей по теме «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»

октябрь

Классный руководитель Генералова Т.В.

Участие в создании видеоролика «Женщина-Мать-Профессионал»

март 

Классный руководитель Генералова Т.В.

7.

Знакомство с рынком труда  (1 ч.)

Индивидуальные консультации родителям «Роль семьи в профессиональном определении подростков»

февраль

Классный руководитель Генералова Т.В.

 

Итого:

17 часов

               

8-й класс

Раздел 2. «Пути получения профессии»

№ п/п

Тема/ кол-во часов

Наименование мероприятий

Сроки

исполнения

Ответственный

 

Работа с учащимися

 

1.

Знакомство с уровнями образования (ПТО, ССО, ВО). Система образования в Республике Беларусь

(1 ч.)

Информационный час «Система образования Республики Беларусь. Куда пойти учиться»

ноябрь

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

2.

Пути получения профессии (в зависимости от предмета труда)

на уровне ПТО, ССО, ВО (13 ч).

 

Знакомство с учреждениями образования области по направлениям в зависимости от предмета труда

Знакомство с учреждениями образования области.

Дидактическая игра «Человек – профессия»  

октябрь

   

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

2.1

Тип профессии «Человек-человек»:

Медицинское обслуживание;

обучение и воспитание;

бытовое обслуживание;

правовая защита

Экскурсия в УЗ «Копысская больница». Знакомство с профессией «Медсестра»

декабрь

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

 

Встреча «Знакомьтесь – профессионал»

май

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

Виртуальная экскурсия «Театральные профессии»

январь

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

2.2

Тип профессии «Человек-знаковая система»: профессии, связанные с текстами; цифрами, формулами и таблицами; с чертежами, картами, схемами; со звуковыми сигналами

Экскурсия в УК «Центр народного творчества и ремесла г.п. Копысь». Знакомство с профессией «Бухгалтер»

январь

(каникулы)

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

Интерактивная беседа «Мое профессиональное будущее»

 

Февраль

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

Конкурсно-игровая программа «В мире профессий»

 

ноябрь

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

2.3

Тип профессии

«Человек-художественный образ»: проектирование, моделирование художественных произведений, изготовление изделий по образцу

Экскурсия в музей В.В. Караткевича (г. Орша ул. Владимира Ленина, 6а)

апрель

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

Классный час «Красота будущей профессии. Парикмахерское искусство»

февраль

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

Дискуссия «Как выбрать профессию по душе?»

 

март

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

2.4

Тип профессии «Человек-природа»: изучение живой и неживой природы; уход за растениями и животными

Конкурс по флористике «Осенний букет учителю»

сентябрь

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

Круглый стол «Аграрные профессии 21-ого века»

май

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

Экскурсия в УО «Оршанский эколого-биологический центр»

сентябрь

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

2.5

Тип профессии «Человек-техника»:

Создание, монтаж, сборка и наладка технических устройств

Экскурсия в деревообрабатывающий цех Копысского лесничества

апрель

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

Экскурс «Профессии, которые нас окружают»

 

ноябрь

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

Виртуальная экскурсия по предприятиям Республики Беларусь

март

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

3.

Личное предпрофессионально-образовательное портфолио (1 ч.)

Творческий ориентационный проект.

Автопортрет (мои достижения).

Эссе «Мои мечты». Самодиагностика готовности к выбору профессии

май

Классный руководитель Сугак О.Д.

 

Итого:

17 часов

 

 

9-й класс

Раздел 3. «Мое профессиональное будущее»

№ п/п

Тема/ кол-во часов

Наименование мероприятий

Сроки

исполнения

Ответственный

Работа с учащимися

1.

Требования, предъявляемые профессией к психике, здоровью, способностям человека (в зависимости от предмета труда)

(1 ч).

Психологическая диагностика. 

Выявление обучающимися особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья»

сентябрь

Классный руководитель Малахович И.Н., педагог-пихолог Оршанский СПЦ

2.

Изучение характерологических и личностных черт (3 ч).

Определение типа темперамента по методике Айзенка.

Определение особенностей характера по методике «Мой характер».

Выявления типов личности по методике Дж. Холланда.

октябрь

декабрь

март

Классный руководитель Малахович И.Н.

3.

Диагностика склонностей и способностей  (2 ч.)

Определение склонностей обучающихся к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ - опросник профессиональной готовности) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии).

 

Выявление склонностей и способностей обучающихся при помощи методике «Коммуникативные и организаторские склонности» и «Определение профессиональных склонностей».

октябрь

декабрь

Классный руководитель Малахович И.Н.

4.

Диагностика психических познавательных процессов (внимание, мышление, память) (3 ч).

Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы обучающихся по различным методикам.

 

Выявление по различным методикам профессиональной пригодности обучающихся к предполагаемым видам деятельности. Выявление уровня самооценки обучающихся при помощи методики «Уровень самооценки».

ноябрь

январь,

февраль

Классный руководитель Малахович И.Н.

5.

Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии (3 ч).

Фестиваль-презентация «Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии».

Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях (мастер-классы, экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами, беседы) (2 ч.)

январь ноябрь,

март

Классный руководитель Малахович И.Н.

6.

Мой выбор. Построение личного профессионального плана (3 ч).

Выполнение, оформление и защита проектов.

апрель-май

Классный руководитель Малахович И.Н.

Работа с родителями

4.

Требования, предъявляемые профессией к психике, здоровью, способностям человека (в зависимости от предмета труда) (1 ч).

Родительское собрание  «Пути получения профессионального образования в Республике Беларусь»

декабрь

Классный руководитель Малахович И.Н.

6.

Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии (1 ч.)

Фестиваль-презентация «Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии».

Май

Классный руководитель Малахович И.Н.

7.

Мой выбор. Построение личного профессионального плана

Участие родителей в проектной деятельности

апрель-май

Классный руководитель Малахович И.Н.

Итого:

17 часов

 

7.Заключение

 Современный этап развития общества характеризуется высоким динамизмом, качественными сдвигами во всех областях жизни. Социальный прогресс, возрастание роли науки и техники, рост культуры требует усиления творческой активности личности, организованности, дисциплины, повышения требовательности к себе и своей деятельности. Ориентация в окружающем мире, способность применить свои способности с учетом своих интересов и нужд общества является главным фактором успешности человека, его самореализации и успешности жизни.

    Все это возможно, если помочь ребенку определить для себя ценностные ориентиры, научить выделять цели и способы их достижений, развивать внутренний контроль, саморегулирование деятельности и поведения.

    Именно стремление к самореализации является мотивом успешного человека. Человек получает большое моральное удовлетворение от своего движения вперед и развития.

Педагоги, работающие с подрастающими поколениями, должны осуществлять функцию личностной ориентации: ответить учащимся на наиболее острые, сложные вопросы нашей общественной жизни, помочь обучающимся продемонстрировать в социуме свои способности, знания, умения и навыки.

С этой целью и разработана программа по профориентации, предоставляющая подросткам возможность не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения.

Итогом программы должны стать следующие результаты:

положительное отношение к труду;

умение разбираться в содержании профессиональной деятельности;

умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

умение анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);

оказание психологической помощи учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

активация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

В ходе обучения учащиеся овладевают умениями, разнообразными способами деятельности, приобретают опыт:

планирования и осуществления разнообразной практической деятельности: выполнение рефератов, рисунков, номеров самодеятельности, посещение рабочих мест и др.;

решения разнообразных задач, требующих поиска пути и способов решения;

осуществления различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, информационных;

эстетического оценивания явлений окружающего мира, произведений и предметов искусства, выполненных мастерами своего дела и высказывания суждений о них;

поиска, систематизации и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая справочную литературу, современные информационные технологии.

Результатом программы должно стать культивирование права обучающегося на построение и реализацию своей жизни, а также профессиональной карьеры.

свернуть