РУС БЕЛ ENG

Советы психолога

Рекомендации педагогам по проблеме адаптации учащихся 5-х классов к изменившимся условиям образовательного процесса

Рекомендации педагогам по проблеме адаптации учащихся 5-х классов к изменившимся условиям образовательного процесса

  • Учителям-предметникам следует подвергать свою деятельность анализу, вести поиски обновления методов, приемов обучения и воспитания учащихся, внедрять приемы дифференцированного обучения, осуществлять личностно-деятельный подход к обучению и воспитанию пятиклассников с применением интерактивных методик.
  • При организации учебного процесса учителю следует принимать во внимание не только когнитивную сферу ребенка (знает или не знает учебный материал, успевает либо не успевает по тем или иным предметам), но и особенности личностно-эмоциональной сферы развития ученика (развивать стремление понять ученика, разобраться, по каким причинам знает или не знает, успевает или не успевает).
  • Проводить систематическую работу по общему физическому развитию двигательной активности и совершенствованию мелкой моторики детей.
  • Развивать познавательные процессы учащихся (мышление, внимание, память, воображение, речь), используя рекомендованные психологом игры и упражнения.
  • Развивать у детей произвольность и умение управлять своими действиями.
  • Классному руководителю проводить систематическую работу по сплочению детского коллектива в целях установления доброжелательных отношений со сверстниками с использованием тренинговых занятий.
  • Оказывать учащимся помощь в установлении адекватных ролевых и межличностных отношений со взрослыми на основе взаимного уважения.
  • Учить детей конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.
  • Оказывать учащимся помощь в формировании способности к ответственному поведению, в том числе и моральной регуляции поведения.
  • Классным руководителям определить направления развития подростков, имеющих отклонения в поведении и учебе (совместно с психологом и социальным педагогом).
  • Психологу проводить еженедельные занятия с детьми по программе спецкурса «Психология» (самовоспитание через самопознание).
  • Социальному педагогу обеспечить непрерывную связь с семьями учащихся, вовремя сигнализировать о неблагополучии, проводить коррекционную работу с учащимися, имеющими трудности в поведении.
свернуть

Психологические правила, которым необходимо следовать, при организации учебной деятельности

Психологические правила, которым необходимо следовать, при организации учебной деятельности

  • Никто — ни взрослый, ни ребенок не любит, чтобы ему приказывали.
  • Никто не любит построения по команде, потому что это означает пассивное подчинение чужим приказам.
  • Человек не любит выполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе не противна; сопротивление порождается именно принуждением.
  • Любой человек предпочитает сам выбрать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
  • Никто не любит работать вхолостую, функционировать подобно роботу, то есть совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.
  • Необходимо добиваться того, чтобы деятельность стала мотивированной.
  • Любой человек стремится к успеху. Нужно всегда способствовать успехам детей. От этого непосредственно зависит успех любого творческого дела.
  • Память, которой школа придаёт такое большое значение, обладает большой ценностью только в том случае, если она подключена к процессу «экспериментального нащупывания».
  • Мыслительная способность формируется и проявляется в деятельности.
  • Ребенок не любит слушать объяснения с кафедры. Попробуйте организовать учебную деятельность так, чтобы ребенку пришлось действовать самому, чтобы он экспериментировал, исследовал, выбирал и классифицировал.
  • Ребенок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.
  • Ребенок любит индивидуальную работу или работу в коллективе, где царит дух сотрудничества.
  • Наказание — всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает цели. Это самое крайнее средство.
  • Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, то есть ученикам наряду с учителями предоставлено право на управление жизнью и деятельностью школы.
  • В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы, организации творческой деятельности в ней.
свернуть

Рекомендации по взаимодействию с тревожными детьми

Рекомендации по взаимодействию с тревожными детьми

  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  • Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
  • Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
  • Не привлекайте тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера.
  • Не подгоняйте тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давайте им возможность действовать в привычном для них темпе.
  • Хвалите ребёнка даже за не очень значительные достижения.
  • Не заставляйте ребёнка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники).
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
свернуть

Рекомендации по формированию классного коллектива

Рекомендации по формированию классного коллектива

  • Разработать план внеклассных мероприятий: тематических классных часов, семейных клубов, праздничных огоньков, дней именинников.
  • Привлекать к организации внеклассных мероприятий совместно и «звезд», и «пренебрегаемых».
  • Привлекать к участию всех учащихся класса (каждый должен отвечать засвой участок работы).
  • Акцентировать внимание класса на успехах каждого, учить радоваться успехам другого человека, формируя эмпатию.
  • Воспитание нравственных ценностей проводить на реальных ситуациях, используя все негативные моменты в межличностных отношениях (ученик-ученик, ученик-учитель).
  • У каждого учащегося в классе должны быть постоянные поручения, благодаря чему ребенок будет учиться ответственности, сможет самореализоваться, испытать чувство «успеха», а главное, будет чувствовать себя авторитетным помощником классного руководителя.
  • Внедрять в классную работу элементы самоуправления (создать Совет класса, звенья, редколлегию, культмассовый сектор) и раздать полномочия каждому ученику.
  • Учить ответственности: распределяя обязанности в классе, классный руководитель должен познакомить учащихся с требованиями, которые будет предъявлять к каждому, а также о системе контроля за исполнением поручений и системе поощрения (отметить в стенгазете, грамота, благодарность родителям).
  • Вести контроль и предъявлять требования к выполнению поручений.
  • Требования к выполнению заданий и к каждому ученику должны быть едиными для всех учащихся.
  • Помнить: в этом возрасте ребенок смотрит на себя и своего одноклассника глазами учителя.
  • Взять под особый контроль посещаемость.
  • Вовлекать в классные мероприятия каждого ученика.
свернуть